Национальный органический союз подсчитал российских органических производителей на 1 августа

0 15

Национальный органический союз подсчитал российских органических производителей на 1 августа

Национальный органический союз собрал полную статистику по количеству производителей органики в РФ на 1 августа 2020 года. По данным НОС, за прошедшие полгода в реестре органических производителей Минсельхоза РФ зарегистрировано 30 компаний. Почти столько же – 27 производителей – стали конверсионными, то есть выпускают продукцию по органическим технологиям, но еще не получили сертификаты. По мнению исполнительного директора НОС Олега Мироненко, на динамике появления органических компаний сказалась пандемия коронавируса.

«Без сомнения, пандемия повлияла на появление новых компаний. Но все же только ожидание от того, что закон наконец-то заработает, позволило увеличить количество органических компаний в России, их стало на 10 больше, чем в 2019 году. И это не считая того, что до конца года еще есть 5 месяцев, а также наличие компаний, которые стали конверсионными (27 компаний), то есть те, которые уже производят продукцию по органическим технологиям, но еще не получили сертификаты, так как земли, на которых они работают, еще не очистились и не стали органическими. В предыдущие годы прирост составлял 3-5 компаний в год. Думаю, если бы не случилось эпидемии коронавируса и закон заработал, в конверсию вошло бы более 50 компаний, и появилось бы не 10, а 20 новых органических компаний».

Сертификацию в этом году проводили компания «Органик эксперт» (выдали 26 сертификатов), Роскачество (6 сертификатов) и Воронежский филиал Россельхозцентра (компании в конверсии). То есть две компании из тридцати, зафиксированных в реестре, получили сертификат у двух сертификаторов.

Из 16 зарубежных сертификационных компаний, имеющих разрешение ЕС для работы в России, в этом году реально работали 9, из них 8 уже давно сертифицируют в России, а девятая – новая компания из Латвии, пришедшая на российский рынок сертификации в 2019 году.

Из 94 органических российских производителей продуктов 30 имеют российский сертификат, 76 – европейский (при этом 80% из них работает только на российском рынке), то есть 12 компаний имеют оба сертификата.

«Мы заметили, что многие компании в этом году продлили свои европейские сертификаты и не стали переходить на российский. Пока закон в России только начинает действовать и не доказал свою эффективность, пока не появились необходимые подзаконные акты (например, ГОСТ по дикоросам), не все производители изъявили желание перейти на российскую сертификацию, – поясняет Олег Мироненко. – Наложила свой отпечаток и пандемия, т.к. в течение трех месяцев система сертификации была практически парализована, из-за невозможности поездок сотрудников сертификационных компаний в другие регионы. Причем пришлось это на период, когда сертификация идет наиболее активно».

Отдельно в НОС собирают статистику по производителям сопутствующих производству органической продукции отраслей. «Радует, что большое количество производителей биопрепаратов и биоудобрений прошли сертификацию (получили допуск на использование своих препаратов и удобрений в органическом сельском хозяйстве), их в России уже 9. Все сертификаты выданы зарубежными сертификационными компаниями. При этом ни один из российских сертификаторов не имеет аккредитацию на сертификацию производства биопрепаратов, и это пока упущение, ведь производители биопрепаратов работают на российском рынке, их продукция не идет на экспорт, поэтому им нужно получить возможность сертифицироваться в России», — говорит Олег Мироненко. Та же ситуация с дикоросами, так как в России отсутствует стандарт по дикоросам. При этом продукция из дикоросов мало продается в России, в основном уходит за рубеж.

Большинство из 94 сертифицированных компаний, выпускающих органическую продукцию, занимаются растениеводством (44). Прошли сертификацию в этом году 20 компаний-переработчиков органического сырья, 7 из них занимаются производством алкогольной продукции.

14 компаний занимаются производством молочной и мясной продукции, каждая из них имеет и сертификат на растениеводческую продукцию, так как производит корма для своих животных. 3 из них являются многопрофильными, то есть имеют сертификаты на производство другой продукции (например, овощи, фрукты  и так далее).

13 компаний занимаются производством органической продукции из дикоросов (все сертификаторы зарубежные, в основном продукция производится на экспорт).

Также в этом году в России появились первые компании по производству органических шоколадных конфет, винограда и безалкогольных напитков.

«В заключение хотелось бы отметить, что полноценной статистикой по производству и потреблению органической продукции мы владеем только по количеству производителей, и то только благодаря  информации, собираемой профильными союзами. Другой официальной, правильной, отражающей все аспекты развития этой сферы  статистики нет, — отметил Олег Мироненко. — И пока государство, несмотря на вступление закона об органике в силу, не предприняло никаких шагов, чтобы эту информацию собрать и структурировать. Все цифры (кроме количества производителей) являются экспертной оценкой. А на этом нельзя строить полноценный органический рынок, а тем более принимать решения о его дальнейшем развитии».

 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.